Противодействие экстремизму

Методические рекомендации

Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»

В рамках реализации рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», которые прошли в Совете Федерации 17 апреля 2017 г., были разработаны методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»

Cписок экстремистских материалов

Линия помощи «Дети Онлайн»

Всероссийская Линия помощи «Дети Онлайн»

Служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных учреждений

Безопасный Интернет

Телефоны экстренных служб

Единый телефон экстренных служб - 112

Дежурная часть - 02 (для сотовой связи - 102)

УФСБ по Калининградской области - 8 (4012) 21-48-85

Дежурная часть отделения полиции по Пионерскому городскому округу - 8 (4015) 52-18-02

Терроризм – наказание неизбежно

Статья 205 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Преступление выражается не только в совершении указанных действий, но и в угрозе их совершения.

Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14 лет.

Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за те же деяния: совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; повлекшие по неосторожности смерть человека; повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Часть 3 статьи устанавливает ответственность за действия, предусмотренные частями первой или второй статьи, если они: сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; повлекли умышленное причинение смерти человеку.

Совершение данного преступления наказывается лишением свободы на срок от 8 лет до пожизненного.

В то же время, примечанием к рассматриваемой статье предусмотрено освобождение от уголовной ответственности, если лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и в его действиях не содержится иного состава преступления.

Признаки подготовки к проведению террористических актов:

  • видео- и фотосъемка объекта;
  • наблюдение (в т.ч. с применением технических средств - биноклей, телескопов);
  • составление схем объекта и путей подхода к нему;
  • попытка получения данных о системе охраны и обороны объекта;
  • поиск возможности приобретения, закупка или наличие взрывчатых веществ (их компонентов), средств взрывания, которые могут использоваться при изготовлении самодельных взрывных устройств (СВУ), а также штатных боеприпасов, включая артиллерийские, и оружия;
  • приобретение партий электронных часов различных систем, приемников (пейджеров) и малогабаритных радиостанций;
  • приобретение автомобилей распространенных моделей отечественного производства (ВАЗ-2101, 2103, 2106), в первую очередь подержанных, без нотариального оформления на право пользования;
  • уклонение от переоформления приобретенных автомобилей в установленном порядке через РЭО ГИБДД;
  • пренебрежительное отношение к техническому состоянию, а особенно внешнему виду приобретаемого автомобиля;
  • установка на автомобилях дублирующих, вспомогательных и временных систем, вызывающих сомнение в их необходимости (топливных, электрооборудования);
  • сбор, закупка различных металлических предметов (гаек, болтов, частей шариковых и роликовых подшипников и т.п.);
  • появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки, повышенный и при этом слабомотивированный интерес к определенным аспектам в деятельности объекта возможного проведения террористической акции;
  • выведывание у окружающих сведений о режиме работы объекта, порядке доступа на него;
  • проникновение в подвалы и на чердаки многоэтажных зданий лиц, не имеющих к ним какого-либо отношения;
  • оставление лицом или обнаружение в людных местах бесхозных пакетов, сумок, свертков;
  • наличие на человеке спрятанных под одеждой предметов;
  • высказывания намерений осуществить ДТА;
  • попытки изменения внешности, в том числе с помощью грима, накладных усов, париков, повязок, частая, немотивированная смена верхней одежды, приобретение необходимых аксессуаров для изменения внешности;
  • приобретение, наличие документов с разными установочными данными;
  • предложение выполнить малозначимую работу за солидное вознаграждение: перегона машины, переноса пакета (мешка, свертка и т.д.), передача посылки, в том числе пассажирами железнодорожного или автомобильного транспорта.

В тактической модели действий террориста при совершении дта с использованием сву можно выделить следующие типовые стадии:

  • Проведение разведки объекта.
  • Выбор способа проведения ДТА и исполнителей. При этом в зависимости от целей террористической организации исполнители могут заранее рассчитываться как бросовый материал.
  • Доведение плана операции до исполнителей и дополнительная их психологическая обработка. При этом исполнителям внушается, что акция полностью безопасна.
  • Осуществление расстановки вспомогательных сил, в том числе и для проведения мероприятий по обеспечению отхода, безопасности или ликвидации исполнителя террористической акции.
  • Проведение акции.

Арсенал методов, применяемых террористами для совершенствования дта очень широк:

  • закладка самодельных взрывных устройств в автомобили, подвалы домов или квартиры;
  • установка фугасов, закамуфлированных под элементы дорожного покрытия или ограждения;
  • террористы-смертники, которые могут использоваться в качестве водителей транспортных средств, начиненных взрывчаткой, или сами могут быть носителями СВУ;-
  • захват самолета с целью тарана объектов;
  • использование плавательных и летательных средств.

При закладке фугасов в первую очередь рассматриваются: маскировка под дорожно-ремонтные работы, деятельность рабочих-озеленителей и т.п.

Закладка СВУ производится в канализационные люки и под дорожное покрытие. Из материалов расследований ДТА отмечаются варианты способов размещения СВУ: "пояс шахида" (на груди, на бедре, на талии, в т.ч. имитируя беременность) в камуфлированном изделии (например, дамская сумка; видеокамера; барсетка, дипломат).

За последнее время для совершения террористических акций в метрополитенах НВФ предпочитают использование боевиков-смертников, которых они относят к "оружию стратегического назначения". Смертники - это, в большинстве случаев, молодые мужчины и женщины 20-35 лет. На задание смертников, как правило, посылают парами (один - исполнитель, второй - контролер). Если у исполнителя что-то не получится или передумает умирать, то контролер должен исполнителя ликвидировать. Уничтожение смертника планируется и в том случае, если он не сможет проникнуть на охраняемый объект. В этом случае уничтожение смертника осуществляется путем подрыва носимых им взрывных устройств с помощью дистанционного устройства. Их использование дает огромное преимущество поскольку:

  • во-первых, такие акции почти всегда приводят к многочисленным жертвам;
  • во-вторых, они всегда попадают в фокус СМИ, что рекламирует их решимость к самопожертвованию;
  • в-третьих, применение тактики самоубийств гарантирует, что атака состоится в наиболее подходящий момент, с конкретным выбором цели для ее взрыва (уничтожения);
  • в-четвертых, нет нужды готовить пути отхода; в-пятых, нет опасений, что исполнитель попадет в руки правосудия и выдаст организаторов.

Практика показывает, что на территории Российской Федерации террористы не идут на совершение ДТА в ярко выраженной национальной одежде. Главная задача боевиков - раствориться в толпе и ничем не привлекать к себе внимание. Характерная черта нескольких резонансных террористических акций, совершенных террористами-смертниками в летнее время - одежда не соответствующая погоде, просторная, призванная скрыть "пояс шахида".

Особенности поведения при проживании террористов на квартирах:

  • проживают, практически не выходя из помещения (запрещено общаться с соседями, даже если они сами захотят вступить в контакт);
  • в квартирах не заметны следы бытового пребывания, отсутствует музыка, звуки работающего телевизора, не слышны бытовые разговоры, звуки хозяйственной деятельности. Мусор могут выносить другие люди, которые приносят еду, или обитатели квартиры ночью;
  • отсутствие косметики у женщин, кроме средств окрашивания волос;
  • наличие характерных продуктов питания, предназначенных специально для мусульман. В идеале смертник не должен питаться "нечистой" едой, продукты должны быть приобретены только в специальных местах.

Для решения задач по предупреждению и недопущению террористических акций с использованием различных средств подрыва, в том числе СВУ, важное значение приобретает изучение и анализ тактики террористов, стандартных моделей их действий в различных условиях. Большую роль в предотвращении террористических актов могут сыграть действия, как общественных организаций, так и простых граждан. Анализ проведения крупномасштабных актов свидетельствует о том, что своевременное реагирование гражданами на признаки террористической деятельности могло бы существенно повысить возможности органов безопасности и правоохранительных органов по выявлению и предотвращению актов терроризма. При этом необходимо предостеречь граждан от попыток самостоятельного изучения подозрительных предметов (например, брошенные машины, сумки, пакеты и т.п.). В случае обнаружения необходимо незамедлительно обращаться в соответствующие органы. Только совместными усилиями органов государственной власти, общественных организаций и всего гражданского общества можно пресечь преступные устремления главарей террористических организаций. Если вам стало известно о готовящемся или совершенном преступлении, немедленно сообщите об этом в органы ФСБ или МВД.

Планы противодействия терроризму

Методические материалы, памятки, консультации

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie